Свято-Тихоновский храм, с.Байкит - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проза о.Емельяна

Грешный богатырь

В дверь постучали. Батюшка вышел и увидел перед собой женщину средних лет, скромно, но со вкусом, одетую и в очках. Она тихим, дрожащим голосом сказала:
- Батюшка, помогите. Не знаю, что делать. Муж после инсульта.. Лежит в больнице, никого не узнает, несет всякий бред...
Молодой священник смущенно смотрел в пол и бормотал:
- Даже не знаю, чем помочь. Он ведь крещеный у вас?
Женщина продолжала:
- Вы знаете, нет, он некрещеный. Но мне бы очень хотелось ему помочь...
Батюшка поднял глаза и внимательно посмотрел на собеседницу:
- А как он относился к вере, к Богу - положительно, отрицательно? или был равнодушен?
Женщина упавшим голосом сказала:
- Вы знаете, он верил только в себя и в стопку. И больше ни во что не верил.
- Хм.. я пожалуй посоветуюсь с одним знакомым священником, и позже сообщу вам свое решение. Позвоните мне завтра.
- Хорошо. А у вас нет крестика? Я свой потеряла. Может из-за этого на меня все беды навалились...
- Ну.. Крестики у меня есть, правда они дешевые, алюминиевые. Сейчас вынесу.
Батюшка нырнул в свой домик, и тут же вернулся с маленьким крестиком.
- Вот, держите. Бог вам в помощь!
Женщина радостно ответила:
- Спасибо. Я завтра позвоню вам.

Батюшка, как и обещал, связался с другим батюшкой. Тот посоветовал крестить не раздумывая. "Ради веры этой женщины Бог может помиловать ее супруга" - сказал мудрый священник.

На следующий день раздался телефонный звонок. Женщина, с надеждой в голосе, спрашивала о принятом решении. Батюшка всё ей объяснил. В этот же день состоялось крещение больного. Он лежал в больничной палате и тяжело дышал, держась за голову. Мужчина на вид был очень здоровый, прям русский богатырь. Только вместо бороды лицо обрамляла трехдневная щетина. Было удивительно видеть такого мощного человека в таком беззащитном положении... Пути Господни неисповедимы.
"Крещается раб Божий.. во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", - тихо молился священник. И вдруг, после всех своих бессвязных речей, которые мужчина выдавал в больном бреду, присутствующие услышали отчетливые слова:
- Грешен, грешен.. грешен я...
Жена подбежала к мужу и стала успокаивать его:
- Родной мой, конечно ты грешен.. мы все грешные. Вот видишь, батюшка окрестил тебя. Теперь ты крещеный, родной мой.
И обратившись к батюшке, сказала:
- Спасибо вам. Мне правда стало легче на душе. Надеюсь, Бог ему поможет!
- Я тоже на это надеюсь. До свиданья. Храни вас Бог! По крайней мере мы сделали всё, что могли.

Батюшка вышел из больницы. На улице была слякоть и грязь. Небо затянуто тучами. Но какая-то неуловимая радость наполняла душу. "Слава Богу за всё", - произнес батюшка и пошел домой.

 

+++

Святой кот

Был какой-то церковный праздник, и батюшка пошел бить в «колокола», которые представляли собой обычные обрезанные баллоны, покрашенные синей краской и облезшие с той стороны, куда приходился удар молотка. Да и сам домик, где служил и жил священник, был больше похож на избушку Бабы-Яги.

Звон «колоколов», как ни странно, получался сочным и громким. Батюшку это немного беспокоило, так как буквально через дорогу стоял многоквартирный двухэтажный дом (иначе: барак) с живущими там многодетными семьями. Однако жалоб из дома никогда не поступало. И это успокаивало молодого священника. Вообще, с обитателями двухэтажки отец был в очень хороших и даже дружеских отношениях. Он окрестил там почти всех детей и взрослых, был желанным гостем в дни рождения, новые годы и другие восьмые марта.

Но вернемся к «колоколам». Иногда под их не совсем стройный перезвон начинали выть дворовые собаки, создавая из себя эдакий импровизированный хор. Батюшку это сильно забавляло, и он старался подольше бить «во вся тяжкая». Прихожанам это тоже нравилось, и они часто шутили по этому поводу.

Отзвонив и отправившись на службу, отец вдруг услышал тонкий писк из-под крыльца. Подойдя ближе и заглянув под крылечко, он увидел там два светящихся глаза. Писк усиливался. Сомнений не было – это был черный, как смоль, котенок. Даже скорее маленький чертенок, слившийся с темнотой. Но батюшка чертей не боялся, поэтому смело протянул руку и достал котенка из-под крыльца. Весь в каких-то опилках, худой и напуганный, он дрожал и продолжал пищать всё громче и громче. «Надо же какое чудо Бог послал», - подумал батюшка и отнес котенка в дом. И всё же после службы пробежался по соседям, спрашивая, не их ли этот чертяка. Все открещивались. «Значит, будет моим», - сделал вывод отец, предвкушая радость общения с маленьким хвостатым чудом.

Как и положено в этих случаях, котенка пришлось первое время откармливать, отпаивать и отогревать. Аппетит у него был хороший, поэтому и прибавлял он быстро, постепенно превращаясь в самого настоящего черного кота. Иногда он хулиганил, что в общем-то свойственно всем кошачьим. По большому батюшка приучил его ходить в специальную коробку с опилками. Сходив туда, котик настолько усердно зарывал свое произведение, что опилки оказывались не только в коробке, но и вообще везде… Батюшку это немного даже раздражало. Но он терпел. Однако всякому терпению рано или поздно приходит конец, и после очередного устроенного хаоса, да еще плюс обмоченной кровати, отец не выдержал и отлупил чертенка. О чем потом горько сожалел, ведь что взять с неразумного животного? А животное это забилось под кровать и долго оттуда не вылазило, чего-то выжидая… «Ладно, прости, не обижайся», - тихо сказал такой же неразумный отец, и достал провинившегося котенка. Так и помирились.

Через некоторое время Черный (так незамысловато назвал его батюшка) приучился бегать на улицу, расширяя там свой кругозор и справляя нужду в тех местах, где ему вздумается. Не всё же время в коробку ходить! Надо сказать, что дальше забора его путешествия не распространялись. Ведь там бегали непонятные злые существа и частенько лаяли на всё вокруг. Черный сидел на крыше и сверху, как часовой, наблюдал за окружающей обстановкой. Иногда к нему в гости заходили другие представители хвостато-мяукающего рода. И тогда случались настоящие пацанские разборки. Батюшка выбегал на кошачий крик и прогонял незваных гостей. А Черный спускался и шел домой, мурлыкая и преданно заглядывая в глаза хозяину. Дома его ждала самая настоящая кошачья еда.

У батюшки был огород, и летом там приходилось выращивать картошку. Уже прилично подросший кот любил гулять по огороду среди картофельных кустов, охотясь за разными летающими букашками. Кругозор его всё больше расширялся и однажды он пропал.

Батюшка к вечеру забеспокоился, так как нигде по близости кота не было. Уже начало темнеть. И вдруг за дверью раздалось привычное мяуканье. Отец выбежал на улицу и увидел Черного, сидящего у двери. Весь правый бок был у него в крови. Так же кровь была на лапе и на голове… Стало ясно – покусали собаки. Вот что значит убегать от хозяина неизвестно куда. Батюшка занес кота домой, положил на кровать. Попытался обработать рану йодом. Черный сопротивлялся. Было видно, что ему очень больно. От пищи он, конечно, отказался. Только через два дня начал потихоньку приходить в себя и есть свой корм. Так постепенно раны его затянулись, и он снова стал беззаботно гулять.

Прихожане полюбили кота, и частенько приносили ему всякие разные кошачьи сладости – рыбку, молочко, сметанку. Люди они были не суеверные, и не обращали внимания на его цвет. Напротив, меж собой прозвали Черного «святым котом», так как он постоянно жил в церкви, рядом с батюшкой. Хотя сам батюшка не считал его святым, зная его слабости и огрехи, впрочем как и свои…

Так бы и продолжалась эта идиллия. Но всё когда-нибудь кончается. Вот и на этот раз всё кончилось. Кот однажды убежал и не вернулся. Больше батюшка его никогда не видел. По поселку ходит немало черных взрослых котов, но батюшка знал одну отличительную особенность Черного – у него справа и слева была слегка рыжеватая шерсть, и одно ухо было отморожено. Таких котов он нигде не встречал…

p.s.

Через год после исчезновения Черного, Бог послал батюшке еще одного кота, на этот раз – Белого. Отец нашел его в том же месте, под крыльцом. И тоже был какой-то церковный праздник… Но это уже другая история.

 

+++

Тапки

Жили-были братья-близнецы Тапки. Одного звали Правый, другого – Левый. Родина их была далеко отсюда. Называлась она – Китай. Великая, но в то же время загадочная и непознанная страна. Братья Тапки с самого начала были неразлучны. И в большое путешествие они тоже отправились вместе. Машины, поезда, самолеты, опять машины – ехать было весело и интересно, ведь впереди столько удивительного, жизнь только начиналась. Но самое главное событие, которого с нетерпением ждали Тапки, это была встреча с Хозяином. «Какой будет наш Хозяин? Добрый или злой, толстый или худой, умный или глупый?», - думали братья-близнецы, представляя себе свою дальнейшую судьбу.

Много ли времени прошло, мало ли, но вот наконец Тапки оказались на прилавке магазина. И увидели они вокруг много других Тапок, Сапог, Ботинок, которые также ожидали своих Хозяев. Напротив прилавка было огромное окно, глядя в которое близнецы поняли, что оказались на севере. За окном ходили люди в теплых шубах и щурились от искрящегося на свету снега. Поэтому казалось, что все они улыбаются. Тапкам стало весело от этого. «Если люди здесь такие улыбчивые и радостные, значит наш Хозяин тоже будет хорошим», - успокаивали себя братья.

В магазин заходили всё новые и новые люди, делали разные покупки, шутили с продавцом, делились новостями, и уходили. Теплые Сапоги и Ботинки были нарасхват. Прилавок постепенно пустел. И только Тапки продолжали лежать в ожидании Хозяина. Они уже изучили всё, что происходило за окном. Даже начали узнавать людей, регулярно появлявшихся в магазине: знали как кого зовут, какую одежду они любят носить, о чем будут разговаривать с продавцом… Но где же Хозяин?

Наконец этот день настал. Продавец, как всегда, вела беседы с очередным покупателем. В это время на пороге появился высокий худощавый человек с черной бородкой. Одет он был просто и даже как-то безвкусно. Старый поношенный тулуп говорил о его невысоком материальном достатке. Впрочем, это было неважно, ведь возможно именно он станет обладателем уже долгое время скучавших Тапок. Подойдя к кассе, человек заговорил:

- Здравствуйте! У вас есть тапочки 44 размера?

- Да, есть! Вон они лежат. Вам показать? Будете мерить?

- Покажите.

Незнакомец взял в руки Тапки, зачем-то их помял, осмотрел подошву:

- А других нету?

- Нет, только такие остались.

- Хорошо, возьму.

Братья-близнецы от счастья были на седьмом небе! Наконец-то у них появился свой Хозяин. Ничего, что бедный, главное – он вроде хороший, и что немаловажно, не так много весит. А значит Тапкам будет с ним легко! Человек, так быстро полюбившийся братьям, аккуратно положил их в пакет и побрел домой.

Дома Хозяин сразу решил пустить новую покупку в дело: надел, походил туда-сюда. На лице его появилась улыбка. Тапки нежно обвили его ступни, как будто всегда были знакомы с Хозяином. Они не жали, ногам в них было свободно, уютно и даже тепло. Правый и Левый остались довольны, ведь они с первой попытки смогли понравиться их владельцу.

Шло время. Братья-близнецы уже очень хорошо изучили домашнюю обстановку и распорядок дня Хозяина. Каждое утро они уже были наготове и, оказавшись на ногах, шли туда, куда и он шел. Хозяин носил Тапки не только дома, иногда он выходил в них на улицу, рубил дрова, подметал ступеньки, и, заходя домой, стряхивал с них снег зимой, уличную грязь и пыль - летом. Братья любили гулять со своим владельцем, а когда он снимал их и ставил в угол, мысленно делились друг с другом о еще одном, совместно прожитом, дне. Но иногда Хозяин разлучал их. Это происходило по разным причинам. Нужно ли было прихлопнуть таракана, или бросить тапок в кота, или кого-то из братьев заштопать, починить – в эти минуты Правый и Левый ощущали себя покинутыми и оставленными, но снова радовались, когда Хозяин ставил их рядом.

Изрядно потрепавшись и исшаркавшись за многие годы, Тапки начали испытывать какую-то неуловимую грусть. Раньше с ними такого не было. К тому же Хозяин всё реже стал их надевать, предпочитая ходить в легких, удобных кроссовках. Братья тихонечко стояли в своем, уже родном и полюбившемся, углу, ожидая дальнейшей участи.

Однажды Хозяин затеял ремонт. Для этого он надел свои Тапки, и начал красить стены. Иногда краска капала с кисточки и падала сверху прямо на братьев-близнецов. Больше всего досталось Правому. Левый жалел своего брата, но ничем не мог помочь. После ремонта Хозяин снял Тапки, но вместо того, чтобы привычно поставить их в угол, небрежно бросил в дырявый пакет, в котором лежал какой-то хлам и мусор, и отнес всё это на улицу. Через несколько метров пакет и его содержимое оказались в мусорном баке…

На следующий день в магазине появился высокий, худощавый человек. Подойдя к прилавку, он спросил у продавца:

- Здравствуйте! А у вас есть тапочки 44 размера?

- Да, есть. Будете смотреть?

- Буду.

 

+++

Голоса

Зима в поселке выдалась суровая, как никогда. Морозы трещали каждый день, будто бы соревнуясь, какой из них крепче. Воздух замерзал и превращался в густую пелену, сквозь которую едва проглядывало солнце. Люди постепенно смирились с причудами погоды, тем более что это носило временный характер, хотя и затяжной. Стали одеваться теплей, закутываясь и сохраняя драгоценное тепло под несколькими слоями одежды. Машин на улице стало мало. Видимо не все они были приспособлены к таким холодам, вот и стояли в гаражах с заглушенными моторами. Но всё же, когда очередное редкое авто проносилось по дороге, становилось как-то веселей: хоть какое-то разнообразие в этом унылом зимнем пейзаже.

В один из таких дней на пороге храма появился человек лет пятидесяти, довольно легко (по меркам суровый зимы) одетый. Он стоял в углу и молчал, перебирая в руках свою помятую шапку. Гладко выбритый, седовласый мужчина чего-то ждал, не решаясь пройти внутрь храма. Наконец, батюшка заметил этого странного человека, и сам направился к нему. Состоялся разговор:

- Здравствуйте, Вы что-то хотели?

Мужчина внимательно, как бы изучающе, посмотрел на священника  и тихим сиплым голосом ответил:

- Хотел поговорить с Вами. Не знаю, куда идти.

- Что случилось?

- Да вот, голоса не дают покоя. Куда я, туда и они. Ходят за мной, преследуют меня.

- А что они Вам говорят?

- Да вот, грозят мне расправой, мол убьем мы тебя…

- И давно у Вас такое?

- Лет 10 уже. Устал я от них. Помогите чем-нибудь. У меня дома иконы есть, молитвы, Библия. Может я молюсь неправильно? Или может квартиру нужно освятить? Живу я один, жена с детьми уехали от меня давно…

При этих словах мужчина шапкой вытер глаза, ставшие мокрыми от слез. Затем продолжил:

- Батюшка, только на Вас надежда. Помогите, чем сможете…

Молодой священник задумался. Такое в его практике было впервые. Здесь главное – не навредить. Чтобы получше прояснить ситуацию, он спросил:

- А почему жена Вас бросила?

- Да вот… Сам не знаю. Уехала и всё. Оставила меня одного. А потом меня ограбили, вещи мои вынесли, сволочи такие… Я ходил, жаловался, никому дела нет. И тут голоса эти появились. День и ночь, день и ночь… устал я. Даже когда молюсь, они тут как тут: мол, зря молишься, зря живешь, скоро заберем тебя, будешь наш.

- М-да.. тяжелый случай, - едва слышно произнес батюшка, а затем уже громко обратился к мужчине:

- Хорошо! Постараюсь сделать, что в моих силах. Сейчас оденусь, вызовем такси, и поедем Вашу квартиру освящать.

У мужчины радостно загорелись глаза. Он явно ждал какого-то чуда…

Машина подъехала довольно быстро. Ехали весело, снег то и дело скрипел под напором зимних шин. Через 10 минут такси было на месте. Батюшка увидел старенький дом, в одной половине которого, как оказалось, и жил человек, страдающий от навязчивых голосов. Мужчина открыл дверь. Та с тяжелым скрипом, как бы нехотя, поддалась хозяину. Зашли внутрь. Затхлый запах ударил в нос. Батюшка поморщился, но виду не показал. В квартире было темно и неуютно. Одно окно было забито фанерой, другое занавешено одеялами и какими-то тряпками, из-под которых то тут, то там просачивался дневной свет. Засаленный диван. Большой мрачный шкаф, скорее всего, пустой. Холодный деревянный пол. Полочка с иконами. Книги с многочисленными закладками аккуратно лежали на столе. Мужчина по-хозяйски начал что-то делать, достал тапочки для себя и для гостя, бережно повесил верхнюю одежду на крючки, включил свет, поставил греться воду в чайнике, приглашая батюшку присесть на табуретку и ознакомиться с содержанием книг. Священник так и сделал. Полистал книги, одобрительно кивая головой: мол, хорошие книги, правильные, и молитвы хорошие. Вот только почему-то не помогают. Почему? Из личного опыту батюшка знал, что только искренняя, теплая и сердечная молитва может дойти до Бога. Но ведь человек искренне хотел избавиться от бесовской напасти, от всего сердца просил об этом Бога… Нестыковка какая-то.

Приготовив всё необходимое, батюшка начал обряд освящения жилища. От огонька горящей свечи лики на иконах стали теплее и светлее, и даже как бы ближе. Хозяин стоял рядом и старался внимать каждому слову, временами осеняя себя крестом. Прочитав все необходимые молитвы и окропив квартиру святой водой, священник произнес небольшую проповедь о покаянии и исправлении жизни, а перед уходом еще раз благословил хозяина, пожелав ему не унывать и не отчаиваться. Было видно, что тому стало чуточку легче. Об этом говорили его радостные, светящиеся глаза.

Прошло несколько дней. Морозы не отступали. Батюшка по обычаю закончил службу в храме. Во время проповеди он вдруг увидел того самого мужчину, который стоял и молился вместе с народом. После службы между ними снова случился разговор. Батюшка начал первый:

- Здравствуйте! Как Ваши дела? Легче стало? Ушли голоса?

Мужчина смущенно и как бы виновато посмотрел на собеседника в рясе, и еле выдавил из себя:

- Всё по-прежнему. Эти голоса даже в храме меня преследуют и мешают молиться… Не знаю, что делать.

Священник ожидал другого, более позитивного, ответа. Чуда, увы, не произошло. Впрочем, этот ответ его не удивил. Он прекрасно знал о том, что в духовной жизни просто так ничего не бывает, поэтому стал искать причинно-следственную связь:

- Ясно. Помните, Вы рассказывали про людей, ограбивших Вас? Вы их простили?

Лицо мужчины помрачнело:

- Этих сволочей, этих гадов я не простил и не прощаю. Их даже Бог не простит!

- Но ведь Христос учит нас прощать тех, кто делает нам зло. Разве Вы не слышали об этом?

- Повторяю – Христос ИХ не простит!

Мужчину эта давняя история, когда-то случившаяся с ним, явно задела за живое. Батюшка продолжал:

- А кто Вы такой, что решаете за Христа? Откуда Вы знаете, простит Он их или не простит? Может они покаялись в своем грехе, мы же не знаем…

- Такой грех не прощается!

- Любой грех прощается, если человек искренне кается в нем! Если Вы не можете их простить, то и Вас Бог не простит. Это же очевидно. Молитву человека, держащего обиду на другого, Бог не принимает. Постарайтесь всё же их простить, прошу Вас.

Мужчина какое-то время молчал. Противоречивые чувства боролись в его душе, а может голоса снова что-то шептали ему. Об этом знал только он.

- Я подумаю над Вашими словами. До свиданья, батюшка.

С тех пор в храме он ни разу не появился. Молодой священник часто размышлял о судьбе этого бедного человека. Голоса, голоса… Причина их появления стала почти очевидна. Это НЕПРОЩЕНИЕ, которое вкупе с одиночеством, злобной обидой и бесконечным самооправданием, является некоей притягательной силой для разного рода нечистых духов и помыслов. А ведь нужно совсем немного – лишь простить и от души помолиться за обидчиков… Но как же трудно это сделать! Ох, как трудно…


Назад к списку